Основные подходы к правопониманию общее и особенное

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные подходы к правопониманию общее и особенное». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем.

Поэтому в научных целях и в интересах эффективного правотворчества следует приветствовать разные подходы к праву, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия.

Позитивистское понимание права предполагает, что право и закон отождествляются, а под правом понимаются любые властные акты, правильные по форме и процедурам принятия. Государство, исходя из этого подхода к пониманию права, первично, поскольку именно оно творит, производит и охраняет право, причем им не связано.

Введение в философию права: анализ основных типов правопонимания

А М.И. Байтин, Ф.М. Раянов, Р.Р. Минниахметов и многие другие известные российские правоведы продолжают придерживаться нормативистских взглядов. Так, М.И.

Вместе с тем, несмотря на многообразие выработанных в правоведении дефиниций правопонимания, неизменным остается мнение ученых о том, что это прежде всего процесс познания, познавательная деятельность, направленная на изучение, объяснение и выработку представления о праве, определение системы элементов, составляющих его сущность.

В своей трактовке сущности «философского права» (то есть разумного естественно-правового начала, служащего руководством для законодателя) Б. Н. Чичерин исходил из идеи права как справедливости, основанной на формальном равенстве людей.
Правовые нормы могут правильно или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат естественным неотъемлемым его правам, то тогда они составляют право.

Еще по теме Лекция 5. Современные подходы к правопониманию:

Ак­цент делается на формальной характеристике права. По сути дела, право сопоставляется с его текстуальной формой.

НОРМАТИВИСТСКАЯ (НОРМАТИВНАЯ) КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА— учение, отождествляющее право с установлениями (предписаниями), одобренными государственной властью. В основе данного типа правопонимания — представления о нормативности как основополагающем признаке праве. Этот подход имеет два направления: классическое и неоклассическое.

В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других.

Специалисты сайта Zaochnik осуществляют работу по сбору, обработке и структурированию информации по предложенной Клиентом теме.

Правом нормативисты признают любую норму, исходящую от государственной власти. Вне позитивного (писаного, официально и документально выраженного) законодательства права, по их мнению, не существует.

Всё множество вариантов правопонимания можно свести к трем основным типам (концепциям правопонимания): нормативное, социологическое и нравственное. Эти концепции и раскрывают сущность права. Д. Локк показывает, что всеобщего согласия людей по поводу «первых принципов» (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности. В основе всякого знания, по Д. Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний.

Юристы-социологи обращаются к процессу реализации норм права и выдвигают лозунг «право в действии — живое право». С. А. Муромцев считает, что право представляет собой совокупность правовых отношений (правовой порядок). Современные сторонники социологического подхода утверждают, что право выступает в первую очередь как определенный порядок в обществе.

Таким образом, с точки зрения естественного права, право есть совокупность нравственных требований к закону и государству.

Позитивистская теория (К.Бергбом, Г.Шершеневич) – оппозиционная «естественному праву». Позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство регулирует делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему.

Намботивистическая теория (основоположник — Ганс Хельбр). Предполагает, что существует некая основная норма, которая дана каждому человеку для его ощущения.

Сироткин ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Учебнометодическое пособие Нижний Новгород 2010 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНАСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО Волжский государственный инженернопедагогический университет А.

В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям,- говорится в послании апостола Павла к римлянам,- ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».

Оценка — это умственный акт, являющийся результатом оценочного отношения к предмету, зависящего от свойств последнего.

Похожие главы из других работ:

Опыт истории на протяжении столетий показывает, что все поиски определения сущности такой многогранной категории, как право приводят к появлению различных подходов в исследовании понимания права. Русский ученый правовед Б.А. Кистяковский практически столетие назад отмечал «ни в какой другой науке нет столько противоречащих друг другу теорий, как в науке о праве.

Например, по мнению В.И. Леушина и В.Д. Перевалова, «правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению».

Именно через правовую деятельность, через согласование интересов достигается равновесие, которое является отличительным признаком права и выражается в устранении как крайнего индивидуализма, так и полного подчинения личности обществу, уничтожающего свободу. Принудительность права является у Соловьева гарантом реализации правовых интересов, но не тем, что определяет смысл права как такового.

Существует несколько точек зрения на социальную природу права. Практически во всех теориях право рассматривается как регулятор обще­ственных отношений, все авторы отмечают такие признаки права, как фор­мальная определённость, связь с принуждением.

Как уже отмечалось выше, у исследователей права нет единого подхо­да к оценке его социальной природы и предназначения. В данном разделе даны краткие характеристики определяющих подходов к правопониманию.
Основной постулат рассматриваемого направления — вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, спра-ведливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую.

Право здесь жестко подчинено государству, рассматривается как инструмент в руках государства для достижения его целей.

Достоинством социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально сложившиеся отношения, а также и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие действенность закона.

Естественно-правовая теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо). Согласно данной теории, происхождение права связано с самой природой человека, с его неотчуждаемыми правами и свободами. Оно производно от морали, декларирующей абстрактные нравственные ценности: справедливость, свобода и т.д.

Часто родословную этой теории ведут от трагедии «Антигона», написанной древнегреческим драматургом Софоклом еще в V в. до н. е. Обоснование учения о естественном праве можно найти в работах Аристотеля, Цицерона, Св. Августина, Фомы Аквинского, Г.Гроция, С. Пуфендорфа, Дж. Локка, И. Канта и др.

Каждый из названных типов обладает не только концептуальной разработанностью, но и имеет то или иное практическое значение, что будет показано ниже.

В современном позитивизме выделяют два основных направления: «мягкий позитивизм» и «жесткий позитивизм».

Основные подходы к правопонимания

Тип правопонимания представляет собой теоретико-методологический подход к формированию образа права, осуществляемый в рамках определенной методологии анализа с позиций того или иного теоретического видения проблемы.

Основные подходы к правопонимания выделяются в зависимости от характера решения основных вопросов: что такое право, является критерием разграничения права и других социальных явлений, каким образом обосновывается обязательная сила права и др.

Это сфера субъективной, или моральной, воли. На первое место здесь выходит внутренний мир человека, который неподвластен формальному праву. Моральность личности находит свое выражение в поступках. В своих поступках человек ориентируется чаще всего на собственные потребности. В этом случае, что есть добро и что есть зло, определяется произвольно. Значит, в моральности добро не гарантировано.

Историческая школа права (Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта). Право есть выражение духа народа, его убеждение, которое формируется, как язык — постепенно и независимо от государства. Законодатель не может творить нормы по своему убеждению, а вправе лишь фиксировать то, что сложилось в виде норм.

Еще по теме 4.Основные концепции правопонимания.:

Остин, Дж. Бентам) определяет право как приказ суверена и объясняет обязательность права существованием у подавляющего большинства членов общества принято повиноваться этим принудительным приказам. Известный российский правовед Г.

У ведущих правоведов страны достигнут относительный консенсус по поводу перечня основных типов правопонимания. К юридическому позитивизму (нормативизму) они относят взгляды на право как совокупность общеобязательных предписаний, установленных либо санкционированных государственной властью в виде формально-определенного официального документа.

Последователи этого научного направления обра­щаются, прежде всего, к процессу реализации права, выдвигая лозунг «право в действии». Наряду с правовыми нормами государства существует «живое право», которое представляет собой сложившиеся в обществе фактические отношения.

С. Соловьева основывается на трактовке права и государства как необходимого связующего звена между общественной практикой и идеей нравственности (то есть идеальными требованиями нравственного сознания). Соловьев полагает, что право и нравственность не должны ни отрываться друг от друга, ни противопоставляться.

Гражданин — это лицо, не имеющее специальных юридических знаний, но в силу разных причин сталкивающееся с правовой действительностью. Наиболее точную характеристику социологического подхода дают В.Н. Кудрявцев и А.М. Васильев: “Право в действии дает представление о смысле правового регулирования, его конечных целях. Государственная воля, воплощенная в правовых нормах, на этой ступени материализуется в общественных отношениях, придавая им правовую форму. Право в действии есть его реализация, проявляющаяся в правовом поведении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.