Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких государствах республиканская форма правления». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В отличие от монархии при республиканской форме правления единственным источником власти по конституции является народ (например, в ст. 1 Конституции Австрии говорится: «Австрия является демократической республикой.
Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства.
Содержание:
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Конституция РФ (ст. 1), закрепляя республиканскую форму правления, не указывает конкретный вид (модель) такой формы правления. Как известно, среди республиканских форм правления (республик) различают: 1) парламентскую республику; 2) президентскую республику; 3) смешанную, парламентско-президентскую республику.
В некоторых странах второй срок президентства сокращен (например, как в Аргентине не 4, а только 2 года), в Мексике и некоторых других странах президент не может быть избран на следующий срок, а иногда на протяжении всей своей жизни не может никогда больше быть избран президентом.
Президент вправе распустить парламент (Государственную Думу), но и Дума может выразить правительству вотум недоверия и отправить его в отставку. Все эти признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику. При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Тем не менее, глава государства обладает довольно широкими полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.
В такой республике правительство формируется парламентским путём из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль).
В литературе, как правило, называют несколько признаков, которые отличают одну республику от другой, но решающим критерием признается способ формирования, подчиненности и ответственности правительства и министров. В историческом плане республиканская форма правления возникла прежде всего в виде президентской республики – в первый раз она была установлена в США в 1787 г.
Вашингтона кабинет вошел в обычный государственный обиход и приобрел черты правительства, хотя не имел никаких законных оснований для своего существования.
Специалисты по конституционному праву относят РФ либо к президентской, либо к смешанной (президентско-парламентской) республиканской форме правления. В действительности РФ характеризуется, скорее всего, квазипрезидентской или квазисмешанной формой правления.
Let us know what you’ve done that caused this error, what browser you’re using, and whether you have any special extensions/add-ons installed. В зависимости от статуса главы государства и правового положения парламента в литературе традиционно выделяют три основных разновидности республиканской формы правления: президентскую, парламентскую и смешанную (схема 8.6).
В отечественной юридической науке встречаются и иные классификации. Так, B.C. Нер- сесянц выделяет два вида республик — президентскую и парламентскую, которые представляют собой различные варианты реализации принципа разделения властей в государстве.
Республиканская форма правления: ее сущность и история
Причем законопроекты, как правило, вносятся одновременно представителями и сенаторами. Практически законодательная инициатива членов Конгресса во многом определяется посланиями президента республики, в которых прямо указывается, какие законы следует принять. Обсуждение проходит в трех чтениях.
В каких странах впервые появились республиканские формы правления? Наиболее древние республики — Афинская демократическая республика, Спартанская аристократическая V-IV вв. до н. э.; Римская аристократическая республика V-II вв.
Все высшие государственные органы прямо или косвенно получают свои полномочия от народа и формально, т.е. юридически, ответственны перед ним. Исходя из этого, можно предложить следующую дефиницию.
В своих нынешних границах Сан-Марино — самое старое государство Европы. Название происходит от имени христианского святого, основавшего государство. Формально Сан-Марино считается независимым государством с 3 сентября 301 г. Фактически же о какой-то независимости основанного поселения можно говорить только начиная с VI в., когда Италия распалась на множество зависимых и независимых территорий.
Наибольшее распространение получили представительные республики, где народный суверенитет осуществляется в форме деятельности органа народа – парламента и других избранных органов. Именно с помощью выборов устанавливаются отношения ответственности между народом-сувереном и государством. Все высшие государственные органы должны быть прямо или опосредствованно (косвенно) избраны гражданами.
Любопытно, что Цицерон перевел на латынь только политию, остальные пять он оставил в греческом варианте.
В республике главой государства является президент, который избирается различными способами, но из числа граждан государства. При республиканской форме правления нет династического престолонаследия.
Конечно же, это более прогрессивная форма правления, но все же не лишенная своих недостатков, в основном вызванных работой исполнителей воли народа (чиновников).
В Конституции РФ (ст.1) установлена республиканская форма правления. Её главным, определяющим признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характерным признаком которой является наследование статуса главы государства.
Его полномочия не ограничены ни конституцией, ни парламентом. Монарху полностью подотчетны и подконтрольны правительство и другие органы исполнительной власти.
Ограниченная монархия бывает дуалистической и парламентской в зависимости от того, насколько ограничена власть короля. В 2011 г. парламентскими республиками были Гайана, Суринам, ЮАР, Ботсвана, Эфиопия, Индия, Пакистан, Бангладеш, Монголия, Ирак, Турция, Израиль, Киргизия, Исландия, Ирландия, Португалия, Финляндия, ФРГ, Швейцария, Польша, Чехия, Словакия, Австрия, Венгрия, Италия, Греция, Болгария, Албания, Македония, Хорватия, Словения, Сербия, Эстония, Латвия, Литва. 6.
Республика как форма правления (от лат. res publica — общественное дело), в отличие от монархии, предполагает участие народа в регулировании процессов, происходящих в государстве, начиная с образования органов публичной власти и заканчивая ответственностью последних перед избирателями. Существенным признаком республики является выборный способ формирования главы государства.
В. Иванов, опираясь исключительно на практику современных государств (а также учитывая традицию различения парламентских, президентских и смешанных республик), предлагает выделять следующие республиканские формы правления: парламентско-правительственную, парламентскую, президентскую, президентско-парламентскую, централистскую, богословскую и «народную» («государство масс»).
Таким образом, подобное обилие вариаций республиканской формы правления позволяет прийти к выводу, что основными, классическими модификациями являются парламентская республика и президентская республика, остальные же выступают теми или иными их разновидностями.
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывает сущность, исторический тип государства.
В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами.
Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями (схема 8.5).
Теократическая республика (исламская)
Таким образом, впервые президент стал главой государства в «новорожденной» стране — США. 4 руководителем правительства остается президент. Кроме того, ни премьер, ни министры политической ответственности перед парламентом не несут и не могут быть отправлены им в отставку.
Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государств, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется. К основным формам государства относятся формы правления и формы государственного устройства.
Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента). Почти все государства, появившиеся во второй половине XX века, становились республиками, вводили разделение власти, хотя бы формально. Это представляется следствием как усиления влияния демократических идей в мире, так и активизации их поборников в большинстве стран.
Форма правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократичным или недемократичным способом они образованы.
Первой формой республиканского устройства в истории России являлось вече (от «вещать») — народные собрания в городах Киевской Руси, ставшие формой ограничения власти князей в интересах городских верхов. Наибольшее распространение они получили в эпоху феодальной раздробленности.
Премьер возглавляет исполнительную власть, опирающуюся на парламенское большинство. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку.
Сегодня в Государственной Думе (27 января 2020 г.)
Законодательный орган Республики — парламент — играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат — Национального собрания и Сената. Основная функция парламента — принятие законов — сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы.
При такой форме правления основная роль в системе государственных органов принадлежит президенту, который наделен широким кругом полномочий.
В парламентских республиках президент не получает свой мандат непосредственно от народа и не может противопоставить себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Президента выбирает либо парламент (Греция, Турция), либо особая коллегия (Германия).