Особенности правовой регламентации оперативно розыскной деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности правовой регламентации оперативно розыскной деятельности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Суть второго фактора заключается в том, что при наличии определенной воли законодателя общественные отношения в сфере оперативно-розыскной деятельности могут подвергнуться правовому регулированию только при наличии в них объективной возможности выбора того или иного правила поведения. При отсутствии такой возможности не определена, не урегулирована и норма поведения.

Во-вторых, оперативно-розыскной деятельности свойственны специфические правоотношения. Оперативно-розыскные отношения, от иных правоотношений, прежде всего, отличаются субъектами. В качестве последних выступают специальные, уполномоченные государством органы, а также их должностные лица.

5.3 Действие оперативно–розыскного закона в пространстве

Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности — это система издаваемых законодательных актов Российской Федерации и международно-правовых соглашений, нормативно регламентирующих основы и порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях борьбы с преступностью в условиях неукоснительного соблюдения законности.

Принимая во внимание учение о системности права, можно представить классификацию правовых норм, регулирующих ОРД, то есть иерархичность этих норм, так как всякое право иерархично по своей природе за исключением наиболее примитивной системы[68].

В правовом государстве правотворчество базируется на конституционном порядке, предполагающем возможность ограничения прав и свобод граждан. Д.

Статья 38. Оперативно-розыскное обследование . Статья 39. Применение служебно-розыскной собаки. Статья 40. Засада. Статья 41. Захват с поличным. Статья 42. Оперативно-розыскное внедрение. Статья 43. Контролируемые операции с валютными ценностями. иными предметами или веществами. Статья 44. Контрольная закупка. Статья 45. Контроль почтовых отправлений. Статья 46.

Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

Межведомственное правовое регулирование предусматривает издание актов в порядке осуществления межотраслевых функций и распространяющихся на сферы других ведомств. Фактически данные подзаконные нормативные акты обладают более широкой сферой действия и считаются общеобязательным ведомственным актом.

Как представляется, оптимальным вариантом создания действенного нормативно-правого «инструмента» в сфере оперативно-розыскной деятельности является разработка так называемого Уголовно-розыскного кодекса Российской Федерации. Однако это достаточно отдаленная перспектива.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» ОРД основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. При этом принцип законности является основным.

На данном этапе происходила бесконечная трансформация специальных служб и правоохранительных органов.

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Таким образом, национальное законодательство, регулирующее оперативно-розыскную деятельность, должно базироваться на Конституции Российской Федерации как Основном законе страны.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод также распространяется и на лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами ОРД.
Согласно ст. 4 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» правовую основу ОРД составляют Конституция РФ, ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности», другие федеральные законы иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Субъектами, осуществляющих ОРД, являлись органы внутренних дел и безопасности (последовательно КГБ при Совете Министров СССР, КГБ СССР и межреспубликанская служба безопасности).

1.5 Второй переходный период (август 1991 г. – март 1992 г.)

Глава 9. Оперативно-розыскное обеспечение судопроизводства (ст.ст. 61-63). Глава 10. Оперативно-розыскное обеспечение уголовно-исполнительного производства (ст.ст. 64, 65).

В истории современной России ОРД получила не только правовую, но и социальную и политическую оценку. Произошло это 13 марта 1992 г., когда Верховный Совет РСФСР принял Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, правовая основа ОРД носит комплексный характер. Она не исчерпывает себя отмеченными ранее законодательными актами, так как их перечень гораздо шире и многограннее. Однако все перечисленные акты являются основополагающими в правовой регламентации ОРД.

Тайные и замаскированные, тщательно продуманные действия преступников требуют применения соответствующих методов получения сведений о лицах и фактах, необходимых для выяснения обстоятельств преступления. Вот поэтому отличительной особенностью оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковый характер.

Именно поэтому ч. 2 ст. 5 уполномочивает органы, осуществляющие ОРД, издавать в пределах своей компетенции нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Эти нормативные акты издаются на основании и во исполнение действующего законодательства для конкретизации требований Закона по отношению к различным институтам в ОРД.

Особое место в системе правовою регулирования ОРД занимает уголовно-процессуальное законодательство. Ее положения по обеспечению защиты прав и законных интересов государства и его граждан имеют принципиальное значение для ОРД как специфического вида правоохранительной деятельности, направленной на решение задач борьбы с преступностью.

Оперативно-розыскная деятельность занимает особое место в системе государственно-правового регулирования, являясь, по сути, закрытой формой контроля девиантного поведения, и в силу этого нуждающаяся в жесткой регламентации.

В то же время в условиях демократического государства и гласности оперативно-розыскная деятельность как особый вид государственной деятельности должна получить национальное нормативное закрепление.

После создания в середине 70-х годов «фундаментальных правовых основ агентурной работы» ее правила существенно не менялись на протяжении более чем десятилетия (во всяком случае, в органах безопасности), хотя объективная необходимость в этом имелась.

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности. Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

Из положений Федерального закона логически вытекает определение правовой основы ОРД, по которой понимается совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Во-первых, рассматриваемая деятельность социально обусловлена, так как ориентирована на исполнение социально значимых задач и является разновидностью правоохранной функции государства. Только Российская Федерация в рамках компетенции исполнительной, законодательной и судебной власти, способна наделять определенных субъектов правом осуществлять этот вид деятельности.

Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Данная норма направлена на защиту граждан, которые могут пострадать от незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц.

Кроме того, отметим, что правовое регулирование ОРД в России развивалось и продолжает развиваться не только во времени, но и в пространстве.

Нормативно-правовые основы оперативно-розыскной деятельности

Современный (постсоветский) период правового регулирования ОРД в России можно назвать наиболее значительным среди всех периодов в отечественной истории правовой регламентации оперативно-розыскной деятельности. С правового регулирования негласной работы в основном на подзаконном уровне сделан резкий скачок на уровень законодательной регламентации.

Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью. Основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации специальной функции специально на то уполномоченных органов.

Поэтому с учетом нормотворческих реалий, с одной стороны, и потребностей оперативно-розыскной практики ~ с другой, предлагаем внести существенные дополнения в действующий Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», которые позволят вести более эффективную и целенаправленную борьбу с организованной преступностью (впрочем, как и со всей остальной).

Следовательно, вся ОРД вполне может быть подвергнута правовому регулированию. Причем выбор того или иного варианта регулирования во многом зависит от воли законодателя.

Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ(ред. от 06.07.2016) Об оперативно-розыскной деятельности // Российская газета , N 160, 18.08.1995. Закон СССР от 25.12.1958 Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик // Ведомости ВС СССР , 1959, N 1, ст. 15 Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв.

Несмотря на утвердившийся в законотворческой практике принцип издания законов прямого действия для регулирования самых разных областей общественных отношений, полностью реализовать его в сфере ОРД невозможно.

Во-первых, правовое регулирование оперативно – розыскной деятельности полностью переориентировано на решение задач по укреплению личной власти И.В. Сталина. Помимо законов и подзаконных актов, непосредственно регулирующих поисково-познавательную деятельность субъектов, последние реализуют в своей деятельности и иную правовую информацию. Имеются в виду сведения, содержащиеся в нормативных документах, регламентирующих различные отношения, касающиеся тех событий, которые являются объектом практического познания в силу какой-либо их связи с преступлением.

5.4 Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц

Таким образом, правовое регулирование ОРД — это нормативно — властное воздействие Российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней общественные отношения с целью их упорядочивания.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Оперативно-розыскная деятельность как острое средство государственного принуждения и сдерживания преступности нуждается в четкой правовой регламентации.

Законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД, играют значительную роль в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности, поскольку закладывают основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности.

В-третьих, именно в это время произошла окончательная трансформация и закрепление в нормативных актах не правовых положений (прежде всего – о политическом преследовании и проведении «актов возмездия»).

При правовом регулировании оперативно-розыскной функции борьбы с преступностью данные конституционные нормы определяют ее границы, правовое поле действия.

В статье рассматриваются особенности оперативно-розыскной деятельности как особого вида правоохранительной деятельности государства, указывается на проблемы ее обобщенной правовой регламентации в связи субъектами, уполномоченными на ее осуществление.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.