Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право муниципальной собственности на земельные участки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Какие земли могут быть муниципальными? Это:
- земли, которые находятся в пользовании частных и государственных организаций;
- земли, которые являются общей собственностью предприятий или учреждений.
Соответственно, субъектами права государственной собственности на землю в РФ могут быть Российская Федерация и субъекты РФ (например, город федерального значения Санкт-Петербург).
Содержание:
Земельный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 27 декабря 2019 года)
При муниципальном владении земельными участками все права владельца регулируются и контролируются местными органами власти. Согласно закону Российской Федерации, власти имеют право распоряжаться землями, которые находятся в зоне их территориального предела, по своему усмотрению.
Что собой представляет процедура разграничения муниципальной собственности? Под понятием разграничения имеется в виду, что земли делятся на федеральную, региональную, муниципальную собственности.
Порядок использования собственником принадлежащего ему земельного участка напрямую зависит от принадлежности его к той или иной категории земель, которые установлены ст. 7 ЗК РФ.
Собственник также на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения, обладает правом зашиты владения.
Определен единый порядок разграничения государственной собственности на землю для выделения федеральных земель, земель субъектов РФ и муниципальных образований.
Важно учитывать, что свободный доступ к публичным землям муниципалитета не означает отсутствие регулирования правил такого доступа (например, правила дорожного движения).
Право собственности Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) возникло в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».
В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
16.Муниципальная собственность на землю
Дом на муниципальной земле можно и построить. К арендаторам земли будут выноситься отдельные требования. Как правило, такие земельные участки предоставляются на безвозмездной основе. Также можно выкупить муниципальную землю у местных властей, если на ней уже возведён дом.
Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования.
В свою очередь данные участки разграничивают по внутренним территориями:
- поселениям в городах;
- по округам;
- по районам муниципалитета;
- по пригороду;
- префектурами;
- другое.
Принятие Конституции России, закрепившей появление муниципального уровня публичной власти, не являющегося частью государственного аппарата, ратификация Российской Федерацией Европейской хартии местного самоуправления и иных международных документов, обусловили необходимость коренного реформирования отношений собственности в стране.
При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
С позиций земельного права вопросы муниципальной собственности на земельные участки (включая проблемы разграничения государственной собственности на землю) были исследованы в трудах А.П. Анисимова, Р.Г. Ара-кельяна, С.А. Боголюбова, Е.С. Болтановой, Г.А. Волкова, СИ. Герасина, Л.Ю. Грудцыной, Т.В. Дамбиевой, СВ. Дзагоева, Н.П. Кабытова, О.И. Крас-сова, А. Лазаревского, Н.Б. Маловой, А.И.
Данная процедура происходит путём принятия властями постановлений о разграничении земельных участков, а также федеральных законов об изменении границ субъектов федерации.
Н. Сущность гражданско-правового механизма приобретения и прекращения права муниципальной собственности на земельные участки // Актуальные проблемы экономики и права. 2013.
На сегодняшний день земли муниципальной собственности классифицируют в следующем порядке:
- Закрытые – для того, чтобы попасть на эти участки нужно иметь специальный пропуск. Обычно это здания оборонного или стратегического характера, а также здания органов властей.
- Публичные – это участки, которые находятся в общем доступе каждому гражданину. Дороги, парки, скверы – это публичные земли.
- Нераспределённые – это участки земли, которые предназначены для сдачи в аренду или передачи в собственность гражданам;
- Предоставленные – земли, которые раньше использовались властями, а на сегодняшний день передаются в право собственности частным лицам.
Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
Похожие вопросы
Отказать в аренде муниципального земельного участка могут в случаях, если произошло изъятие земли из оборота муниципального владения.
В то же время из понимания того, что земля — необычный объект права, следуют положения гражданского права о возможности и критериях регулирования отношений, связанных с правом собственности и его реализацией.
В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.
Частный владелец, земельные участки которого находятся на территории муниципального образования, имеет право отказаться от владения своими землями, и тогда они переходят в собственность муниципалитета (пункт 1.1 ст. 19 ЗК РФ).
Следовательно, в связи с тем, что данный термин предполагает наличие составных частей, в правовой литературе говорится об особых элементах механизма реализации права. Перечислением таких элементов, как правило, и образуют дефиницию понятия механизма правового регулирования (действия права). Принято также выделять ряд стадий, последовательно сменяющих друг друга. В связи с этим С. С.
Сотникова Марина Сергеевна. Право муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации : диссертация … кандидата юридических наук : 12.00.03 / Сотникова Марина Сергеевна; [Место защиты: Кубан. гос. аграр. ун-т].- Волгоград, 2009.- 210 с.: ил.
В собственности субъектов РФ зарегистрировано 5,8 млн. га, а в муниципальной собственности — 1,4 млн. га земель. По состоянию на 15 мая 2009 г. только в отдельно взятом городском округе «город-герой Волгоград» зарегистрировано (с получением свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности) 775 земельных участков общей площадью 766,6 га.
Содержание и формы права собственности на землю
Право муниципальной собственности на различные объекты движимого и недвижимого имущества, а также проблемы участия муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях уже попадали в поле зрения ученых. Так, проблемам правового режима муниципального имущества, включая вопросы ограничений права муниципальной собственности, посвящены труды Е.М. Андреевой, Ю.Н. Андреева, О.Г. Бартковой, В.А.
Следовательно, объективно назрела необходимость совершенствования системы муниципальной собственности и механизма управления ею <1>.
Таким образом, в соответствии с законодательством от имени муниципального образования права собственника в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, могут реализовывать органы местного самоуправления либо население непосредственно.
Непосредственный же механизм разграничения государственной собственности на землю и выделения из ее состава муниципальной собственности был прописан в Федеральном законе от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» <1>.
Что такое муниципальная собственность на землю?
Если правовое регулирование, как правило, рассматривают в качестве осуществляемого всей системой юридических средств воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, то правовое воздействие — как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.
Keywords: municipal property, differentiating of property, organ of local self-government, lot land, immovable things, state registration of right of ownership <*>.
Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения. В настоящий момент процедуры разграничения некогда единой государственной собственности на землю не закончены. Поэтому в теории и практике остается ряд вопросов, связанных с отнесением отдельных публичных земель к муниципальной собственности. Остается актуальной и проблема перехода земельных участков из государственной в муниципальную собственность и наоборот.
Глава II. Охрана земель (статьи 12 — 14)
Отношения в сфере муниципальной собственности регулируются нормами различной отраслевой принадлежности, образующими в совокупности комплексный (межотраслевой) институт, объединяющий нормы земельного, гражданского, муниципального и иных отраслей права.
К нераспределённым муниципальным землям относят участки, предназначенные для предоставления в собственность или аренду отдельным категориям граждан или юридических лиц.
Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.
Отвечает адвокатов краснодарской коллегии адвокатов Юнита Роман Кабанов
Образование муниципальной собственности в порядке разграничения государственной собственности на землю не допускается. В отличие от государственной муниципальная собственность не делится на виды. Она едина.
На наш взгляд, достаточно точно подметил различия между правовым воздействием и правовым регулированием С.А. Комаров [3].