Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовая система франции кратко». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Ей не были свойственны те скачкообразные революционные преобразования национального правопорядка, которые потрясали отечественную правовую систему.
Эта семья включает страны, в которых юридическая наука возникла на основе римского частного права. Она «охватывает собой большую часть стран Африки, все страны Латинской Америки, страны Востока, включая Японию, а также страны континентальной Европы.
Правовые системы последних подразделяются на две группы: романскую и германскую. К первой группе относятся правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга и Голландии. Ко второй группе относят правовые системы Германии, Австрии, Швейцарии и ряда других стран». М.Н. Марченко.
Содержание:
2. Современная правовая система Франции
Объектом изучения является непосредственно, правовая система Франции. Политическая система Франции сформировывалась на протяжении многих лет и даже веков. Великая Французская Революция 1789 г. дала толчок к революционным процессам во всем мире. Сама Франция за эти годы прошла через периоды республиканского, монархического и имперских правлений.
Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года — до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, а Наполеон III — императором.
Различия во французском и английском подходах к доктрине прецедента объясняются по меньшей мере тремя причинами: прежде всего, английские судьи гораздо острее, чем большинство судей на континенте, почувствовали необходимость определенности в праве; далее, иерархия английских судов отличается значительной централизацией; и наконец, положение судей в этих двух странах различно.
Однако, несмотря на то, что согласно ст. 4 ГК судья не может отказываться от ведения дела под предлогом отсутствия, неясности или недостаточности соответствующего закона, в системе французского права не утвердилась традиция рассматривать судебную практику как подлинный источник права.
Среди законодательных актов, издаваемых французским парламентом, особую роль играют «органические» законы, которые дополняют важнейшие конституционные положения. «Обычные» законы — акты парламента — регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу «обычных» законов относятся и кодексы, выполненные в традиционной наполеоновской манере.
Правовая система франции кратко
Указы или декреты являются нормативно-распорядительными решениями, подлежащими исполнению всеми или конкретными лицами, парафированные Президентом или Премьер-министром страны.
В дореволюционный период важнейшую роль среди источников права играли официально издававшиеся с 16 века собрания правовых обычаев, среди которых насчитывалось около 700 собраний местных обычаев и около 60 общих, действовавших на территории одной или нескольких провинций, ведущая роль в них отводилась «Обычаям Парижа».
Предприниматель практически произвольно определял длительность и условия труда, размер его оплаты. Развитие трудового законодательства в результате эволюции привело к появлению в западных странах трудового права как самостоятельной отрасли.
Во Франции в конце XVIII — начале XIX в., в отличие от Англии, законодатель, особенно при проведении кодификационных работ, широко использовал наследие римских юристов, воспринял сам дух римского права.
Предметом моей работы является непосредственно рассмотрение правовой системы в сравнительном правоведении. Правовая система — это вся «правовая действительность» данного государства. Одна из самых популярных классификаций правовых семей, дана Рене Давидом.
На первом плане стоял постепенный рост личной свободы в городах и образование начал общей гражданской правоспособности горожан, а затем, по мере прогресса освобождения крестьян и этих последних.
Французской модели следуют гражданские кодексы Бельгии, Люксембурга, а также с некоторыми исключениями и испанский гражданский кодекс.
Революционному законодательству пришлось отсечь эти основы старого порядка энергичными мерами. Рядом законов 1789 1793 гг. произвелось уничтожение всех остатков феодальных вещных прав, провозглашено господство чистой собственности, в области брачного и семейного права было устранено всякое влияние церкви, провозглашено равноправие иностранцев, евреев и всех вероисповеданий.
Новая правовая система создавалась во Франции в соответствии с принципами и целями, выдвинутыми еще в период революции.
Франция – унитарное государство. Страна разделена на 95 департаментов, департаменты – на коммуны. В департаментах действуют органы самоуправления – генеральные советы, избираемые населением сроком на 6 лет с обновлением состава наполовину каждые 3 года. Центральная власть представлена в лице префектов, назначаемых Президентом.
Оно появилось в стране вместе с первыми английскими колониями. Возможность обращения к традициям общего права.
В 1875 г. принята Конституция Третьей республики. Во второй половине XIX в. создана французская колониальная империя. В 1946 г. принята Конституция Четвертой республики. С 1958 г. – Пятая республика во Франции. 1960-1962 гг. крушение французской колониальной империи.
Современная правовая система Франции в своих основных чертах сформировалась в период Великой французской.
Три члена Конституционного совета назначаются Президентом Республики, три — Председателем Национального собрания, три — Председателем Сената. Всем его членам запрещено заниматься политической деятельностью.
Ювенальная юстиция: существует ли она в России?
Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью «общего права», и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права.
В настоящее время подобное сотрудничество законодателя и судьи приняло организованные формы на уровне институтов.
Система современного права Франции основывается на конституционных актах. Субъектом законодательной деятельности Франции является Парламент и в исключительных случаях — французский народ. Основным источником французского права является закон. К дополнительным источникам французского права относятся: общие принципы права, точки зрения и мнения, юридическая практика и доктрины.
В основных чертах система права Франции определилась еще в 1794 г. в период Великой французской революции.
Стоит заметить, что он председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает Премьер-министра и по его предложению – других членов Правительства, принимает отставку Премьер-министра и министров, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст.13 Конституции «производит назначения на гражданские и военные должности».
Строгость этих норм, однако, в значительной степени ослаблена позднейшими узаконениями об ограничениях родительской власти, правами жены по защите от злоупотреблений мужа (равно как и мужа от злоупотреблений жены) при пользовании и управлении общим имуществом, договорной детальной системой супружеских отношений и уравнением, новыми законами о расторжении брака и разлучении, прав мужа и жены.
Французское право, с одной позиции, и германское – с другой, послужили той моделью, на основании которой внутри романо-германской правовой семьи выделяют две правовые группы˸ 1)романскую, куда входят Франция, а также Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания, и 2) германскую, включающую ФРГ, а также Австрию, Швейцарию и некоторые другие страны.
Что такое ювенальная юстиция, и что изменилось с ее появлением в России?
Тенденции развития Соединенных Штатов Америки в Новейшее время 118 61. Основные черты американского федерализма XX в.: рост бюрократического аппарата и роли правоохранительных органов 120 62. Характеристика правовой системы современных США .. 121 63. Великобритания: история государства в Новейшее время 124 64. Эволюция прецедентного права современной Великобритании 126 65.
Наряду с правовыми обычаями среди источников права в 17-18 веках получают роль законы, издававшиеся королевской властью. Среди них огромное значение имели ордонансы, подготовленные правительством Кольбера.
Как отмечают французские авторы, вслед за созданием первых кодификационных актов французская юриспруденция впала в настоящую «мистическую зависимость от закона»1. В последующие периоды развития собственной правовой системы Франция в целом не отступала от избранного ранее пути. Вектор ее развития вплоть до современного этапа онтологизации можно назвать эволюционным.
Центральное место в системе государственных органов Франции принадлежит Президенту. Стоит заметить, что он избирается путем всеобщих и прямых выборов. В сентябре 2000 г. на референдуме было принято решение о сокращении конституционного срока президентских полномочий с 7 до 5 лет. Стоит сказать — полномочия Президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны.
Политические партии образуются свободно и их существование непосредственно не связано с решением какого-либо государственного органа, санкционирующего или отказывающего в признании политической партии(т.е. уведомительная система — само объявление о создании политической партии уже представляет собой определенный юридический акт и влечет за собой определенные политико-правовые последствия).
Созданная уже в конце XVIII — начале XIX в. под непосредственным воздействием французской революции правовая система Франции в основных своих чертах, несмотря на усложнение ее структуры, модернизацию основных правовых институтов, развитие ее источников, сохранилась и к началу XX в.
Национальный суверенитет принадлежит народу в целом, никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление. Народ осуществляет свою власть через своих представителей (косвенная демократия) или путем референдума (прямая демократия). Голосование всегда является всеобщим, равным и тайным. Оно может быть прямым или косвенным.
Фашистская диктатура 140 72. Образование Федеративной Республики Германия 142 73. Объединение ФРГ и ГДР 144 74. Развитие германского права Новейшего времени 146 75. Государства Центральной и Восточной Европы в Новейшее время 148 76. Развитие Японии до и после Второй мировой войны 150 77. Падение монархии в Китае. Образование Китайской Народной Республики 152 78.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
В видоизмененном и адаптированном виде данные документы и сегодня оказывают огромное влияние на правовую систему страны.
Суды, сталкиваясь с конкретными реалиями, заполняя пустоты законодательства, толкуя и принимая закон, непрестанно открывая новые средства исправления, нередко воздействуют на законодателя, который закрепляет в текстах законов решения преторианского типа.
Контроль за их соблюдением возлагается на органы административной юстиции, возглавляемой Государственным советом Франции.
Что касается отношений Президента с Парламентом, то здесь прежде всего крайне важно отметить такое важное его полномочие, как право роспуска нижней палаты.