Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о защитных зонах объектов культурного наследия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Памятники природы и культуры нуждаются в полноценной охране со стороны общества и государства. Только в таком случае они могут предстать перед потомками, быть гордостью народа. Конечно, такая охрана должна регулироваться именно на государственном уровне. В Российской Федерации есть несколько важных законодательных актов, посвященных именно охранным зонам объектов культурного наследия.
В ст. 34 того же Закона говорится и о зонах охраны для объектов культурного наследия. При этом как такового понятия зон охраны не дается.
Содержание:
Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
Закона Республики Казахстан от 2 июля 1992 года «Об охpане и использовании объектов истоpико-культуpного наследия» границы зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта объекта историко-культурного наследия утверждаются местными представительными органами областей, городов республиканского значения, столицы по представлению соответствующих местных исполнительных органов.
Охранная зона, зона регулирования застройки и зона охраняемого природного ландшафта устанавливаются в целях обеспечения охраны объектов историко-культурного наследия, признанных памятниками истории и культуры и включенных в Государственном списке памятников истории и культуры (далее – объекты историко-культурного наследия).
Федеральным законом от 05.04.2016 № 95-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» введены защитные зоны объектов культурного наследия (ст. 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
Регулирующие законодательные акты
Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня утверждения в порядке, установленном статьей 34 настоящего Федерального закона, проекта зон охраны такого объекта культурного наследия.».
В связи с тем что состав зон охраны и их режим разрабатывается и утверждается проектом зон охраны, а порядок разработки и утверждения такового был впервые утвержден Правительством РФ лишь в 2008 году [6], то длительное время для объектов культурного наследия вообще не устанавливались зоны охраны.
Данные культурных, исторических исследований формируются на базе следующей информации:
- Опорный культурно-исторический план того населенного пункта, города, на землях которого находится культурно значимый объект (либо его фрагмент или целая группа объектов).
- Сведения о выявленных объектах, относящихся к культурному наследию, их установленных территориях, которые расположены в границах проектируемой защитной зоны.
- Материалы уже разработанных проектов охранных зон вокруг культурно значимых объектов, находящихся как в границах конкретного поселения, так и на межселенных территориях.
- Материалы визуального, ландшафтного анализа композиционной связи объекта культурного наследия (или их группы) с ландшафтным окружением, окружающей застройкой.
- Иные данные, что необходимы для составления и обоснования проекта.
Федеральный закон № 73-ФЗ направлен на реализацию вышеуказанных конституционных прав и обязанности, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Приказ Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от 18.06.2019 № 260д «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Посольский Спасо-Преображенский монастырь» (Республика Бурятия, Кабанский район, с. Посольское, ул.
В Петербурге памятники, расположенные в центральных районах, попадают в границы зон охраны, установленные знаменитым городским законом № 820–7. Поэтому в нашем случае временные защитные зоны актуальны скорее для периферийных объектов культурного наследия, вокруг которых прежде не было никаких зон с ограничениями по строительству.
Состав такой объединенной зоны определяется проектом объединенных охранных зон объектов культурного наследия. Переходим к следующей теме.
В экспертизе рассматривается сразу 116 памятников архитектуры. Среди них есть, например, такие объекты: вокзалы железнодорожных станций Ланская и Удельная (их территории могут быть затронуты при строительстве дублера пр.
Согласование с Министерством культуры
Система российского законодательства об охране историко-культурного наследия представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу.
Федеральным законом от 05.04.2016 № 95-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который дополнен статьей 34.1 «Защитные зоны объектов культурного наследия».
Зона охраны объектов культурного наследия — определенная территория, в границах которой для обеспечения нетронутости данных объектов устанавливается спецрежим использования участков земли. Он призван ограничить хозяйственную деятельность и полностью запретить строительство на данной территории.
Исключение — применение особых мер, которые направлены на сохранение, реконструкцию, регенерацию природной, исторической, градостроительной зоны объекта природного наследия.
Кроме того, в статье будут использоваться близкие, но не идентичные вышеуказанному понятия:
- Зона регулирования хоздеятельности и застройки — территория, в границах которой будет установлен режим эксплуатации земель, ограничивающий хоздеятельность и строительные мероприятия. Он также определяет требования к реконструкции уже существующих сооружений и зданий.
- Зона природного охраняемого ландшафта — территория, в границах которой будет установлен спецрежим использования земель, как сужающий, так и запрещающий строительство, хоздеятельность, реконструкцию существующих сооружений в целях сохранения уникального природного ландшафта. Последним могут считаться долины рек, леса, водоемы, местность, композиционно связанная с культурно значимым объектом.
Федеральным законом от 05.04.2016 № 95-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который дополнен статьей 34.1 «Защитные зоны объектов культурного наследия».
Нужный состав защищаемых территорий определяется проектом охранных зон объектов культурного наследия.
Чтобы одновременно обеспечить охрану нескольких культурных, природных объектов, расположенных рядом друг от друга, допускается создание для них охранной единой зоны. Что в нее может входить? Те же самые виды:
- Единая зона охраны объектов культурного наследия.
- Единая зона регулирования хозяйственной деятельности, застроек.
- Единая зона природного охраняемого ландшафта.
По защитными зонами понимаются территории, которые прилегают к объектам культурного наследия и в границах которых для обеспечения сохранности объектов культурного наследия и панорам запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, если она связана с изменением их объемно-пространственных характеристик.
Глава государства подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 156. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 января 2015 года № 10171.
В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.
За три года от собственников поступило минимальное количество жалоб
Цивилизованное общество даже в самое сложное время обязано заботиться о своем культурном наследии, считает спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои».
Однако, пока городской закон не обновился, КГИОП имеет право корректировать границы временных защитных зон. Это можно сделать на основании акта историко–культурной экспертизы.
В группе компаний подчеркнули, что защитная зона со стороны набережной сохраняется. Там будет снесено административное здание с проходной 1970–х годов, благодаря чему раскроется вид на особняк с дороги.
Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений в границах некрополей, объектов монументального искусства, памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, для которого установлены требования и ограничения в соответствии со статьей 56.4 рассматриваемого закона.
Закон разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 20.08.2012 № Пр-2217 о правовой охране музеев-заповедников, достопримечательных мест и иных объектов культурного наследия.
Устанавливаются размеры таких защитных зон. Данные защитные зоны вводятся временно до разработки и утверждения проектов зон охраны, т.е. фактически они должны решать остро стоящую вышеописанную проблему освоения территорий, прилегающих к объектам культурного наследия, и причинения вследствие этого вреда последним.
Какие их разновидности существуют? Какие законодательные акты регулируют их? Как разрабатываются проекты охранных зон? Какие требования к их границам? Характеристики режимов: охранной зоны, зоны ограничения хоз. деятельности и застройки, зоны охраняемого природного ландшафта.
Основа для разработки проектов
На основании заключения историко-культурной экспертизы региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе изменить расстояние, на котором устанавливается защитная зона.
Г. Драпеко, Н.В. Левичев, Е.И. Кузьмичева, Е.Н. Сенаторова, З.Я. Рахматуллина, В.П. Водолацкий, М.Т. Гаджиев, Р.Ш. Хайров, И.Б. Богуславский, М.А. Кожевникова, И.В. Белых, М.М. Сафин, Н.И. Горовой, В.В. Иванов, Е.А. Вторыгина, А.И. Аршинова, А.Г. Когогина, В.В. Кабанова, М.С. Гаджиев, А.В. Казаков, член Совета Федерации С.Е. Рыбаков.
Федеральным законом № 73-ФЗ установлено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений её многонационального народа.
Это можно трактовать как уступку девелоперскому лобби, но с другой стороны, это означает, что границы защитных зон могут быть при необходимости и расширены госорганами. Верится в это, правда, с трудом, но теоретически это так.
Защитная зона объектов культурного наследия
В отсутствие утвержденной границы территории зона будет устанавливаться от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В населенных пунктах она составит 200 м, вне их – 300 м.
Защитные зоны будут устанавливаться органами охраны объектов культурного наследия, которые в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующих решений обязаны направлять в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений.
Этот документ запрещает вести строительство вблизи памятников и архитектурных ансамблей.\\n\\n«С одной стороны, введение этого закона позволит обеспечить сохранность исторического облика наших сел и городов.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе определять границы защитной зоны объекта культурного наследия на другом расстоянии, если у него есть заключение историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта.
Госдума приняла закон о защитных зонах объектов культурного наследия
Необходимо отметить, что к отношениям, связанным с владением, пользованием и распоряжением объектами культурного наследия как объектами недвижимого имущества применяется соответствующее законодательство Российской Федерации (в частности, Гражданский кодекс РФ) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ.
Принципиально важно, что защитные зоны не утверждаются госорганами отдельно для каждого памятника, а с вступлением закона в силу начнут действовать фактически в автоматическом режиме (для новых памятников – с момента принятия госорганами решения о постановке на охрану). Законопроект «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений.