Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие социальные и нравственные проблемы отражены в преступлении наказании достоевского». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Эпизод с чтением Евангелия отделяет от момента преступления 4 дня (Сестра Цифра «4» постоянно обыгрывается в романе: старуха жила на четвертом этаже; должен выйти на перекресток, поклонится на все четыре стороны.
Роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все страдания, боли, раны времени.
Содержание:
Сочинения по литературе на тему… Школьные сочинения
Почему есть разделение на «право имеющих», которые могут преступать моральные устои, и «тварей дрожащих», которым это запрещено? Все эти вопросы поднимает автор в романе «Преступление и наказание».
Родион Раскольников, герой Достоевского, который не хочет вести жалкое существование среди так называемых «тварей дрожащих», не способных ничего изменить в мире, пытается себя приписать к разряду наполеонов, которым все дозволено, которые презирают действующие законы и могут устанавливать свои. Однако этот путь оказывается не таким простым.
Говоря о религиозных убеждениях Достоевского, нельзя не рассмотреть вопроса об отношении его к христианской идее бессмертия человека. У Достоевского мало прямых высказываний на эту тему, но она является основополагающей, наполненной высшего смысла почти во всех его главных произведениях — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и т.д.
Федор Михайлович очень постепенно, и все же весьма понятно, демонстрирует внутреннее состояние Родиона, раскрывая его истинную картину эмоциональных переживаний, его душевное состояние в разнообразных жизненных ситуациях, сопоставляет героя с душевнобольными, а также, как противоположность, объясняет его нормальность и вменяемость. Казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория. Но на практике она терпит крах, принося мучения, страдания и в конце концов раскаяние главному герою романа. Тем самым Достоевский говорит, что не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.
Пагубные последствия злодеяния
Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом. Достоевского волновало более всего преступление против нравственных законов, нежели юридических.
Мрачен и сам Петербург. “…Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и… особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу” – так описывает Достоевский царившую в городе атмосферу.
Достоевский (портрет его представлен в статье) проводит нас противоречивым и трудным путем поиска ответов на нравственные вопросы, близкие всем, но вместе с тем такие сложные.
Я не могу и не хочу верить, что зло является нормальным состоянием людей». Итак, хотя в понимании проблемы добра и зла писатель был глубоко противоречивым, в своих произведениях он однозначно выступает на стороне добра. Хотя бы тем, что наказывает зло.
Основные вопросы, которые поднимаются в произведении
Мотив снов Родиона Раскольникова играет здесь особенную роль. Вспомним, например, страшный сон, который этот герой видел накануне убийства. Родиону приснился ребенок, который смотрит, как загнанную лошадь жестоко избивают. Хозяин в тупой злобе забивает насмерть животное.
Внимание А вот поведение хозяина лошади типично в романе «Преступление и наказание». Проблематика этого эпизода относится, конечно, не только к издевательству над животным. Ведь точно так же жестока, несправедлива и груба жизнь множества людей, которые вынуждены терпеть от хозяев жизни притеснения. Говоря о них, Достоевский прибегает к использованию различных литературных приемов, способствующих более глубокому проникновению во внутренний мир героя, позволяющих увидеть главное из того, что заложено в нем. Мотив снов Родиона Раскольникова играет здесь особенную роль. Вспомним, например, страшный сон, который этот герой видел накануне убийства.
Главный мотив преступления — испытание себя. Раскольников хочет определить, к какой категории людей он принадлежит. Философский смысл преступления в том, что Раскольников убеждается в ошибочности своей гипотезы. Его предположение о том, что он относится к разряду избранных, оказалось ложным. Испытав сомнения и нравственные муки — тс не переступил…».
Философские проблемы в романе Достоевского «Преступление и наказание»
По большому счету, именно по этой причине его произведения есть и всегда будут актуальными для всех времен и народов.
Мы живем в очень непростое время. Вопросы нравственного воспитания, казалось бы, отодвинуты обществом на второй план, приоритеты отдаются вопросам материальным, приобретению «земных благ».
Нравственные проблемы в романе «Преступление и наказание» В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею.
Мы живем в очень непростое время. Вопросы нравственного воспитания, казалось бы, отодвинуты обществом на второй план, приоритеты отдаются вопросам материальным, приобретению «земных благ».
Здесь перед читателем раскрывается сложный мир внутренних переживаний, исканий, стремлений героев, их мучительная борьба с самим собой и с окружающей несправедливостью, их духовное падение и возрождение.
А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Ф. М. Достоевский не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих людей этой эпохи.
«Преступление и наказание»: герои произведения
Раскольников, проснувшись, ужасается прежде всего не сцене убийства лошади, а задуманному им плану. Природа Родиона бунтует. Однако в его сознании продолжает жить этот замысел. И стремление воплотить его в жизнь только усиливается от тяжелого впечатления, которое на героя оказывает история семьи Мармеладовых.
По сути, Достоевский не утверждает о конкретной проблеме, все, что он выполняет – предоставляет читателям одну ситуацию из жизни персонажа, спрашивает – убийцей либо жертвой нужно считать Раскольникова?
Закончил перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В мае 1845 г. после многочисленных переделок заканчивает роман «Бедные люди», который имел исключительный успех.
Достоевский вместе с другими ожидал на Семеновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.
В заключение следует сказать о том, что предмет литература – это особый способ постижения жизни, художественная модель мира.
Проблематика произведения тесно связана с русской действительностью 60-х годов, с духовным обликом русской молодежи. Главную тему русской лит-ры — протест против социальной несправедливости — Достоевский поднимает на большую философско-этичёскую высоту. В центре внимания автора — нравствённо-философские искания одержимого идеей героям жизненная проверка его теории.
Если Раскольников признает существование нравственных законов хотя и преступает их, то Лужин не имеет ни малейшего представления о нравственности, у Лужина есть своя теория, согласно которой единственная цель каждого человека — личное благо: «Возлюбишь, одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел…».
Визит Раскольникова к следователю, его «теория»
Мармеладов и его жена Катерина Ивановна, как и Раскольников, находятся в жизненном тупике, мучительно страдая оттого, что их жалкое положение не соответствует их амбициям. Однако претензии на благородство не помешали им принять Сонечкину жертву.
После преступления Раскольников не может видеть близких, они ему неприятны. Чувствует предельное одиночество.
И единственный выход главный герой романа видит в том, чтобы стать выше этого мира, его морали, обычаев, преступить общепризнанные нравственные нормы. Идея Раскольникова состоит в том, чтобы “сломать что надо, раз навсегда”.
Солнце становится воплощением добра, истины и красоты. И солнце, и добро освещают мрачную жизнь людей. Автор видит свет и в душе героя, и в мрачном городе. Образы героя и города сопроникают: Петербург в романе символизирует пространство сознания Раскольникова. Граница между внешним и внутренним размывается. Солнце проникает в душу героя, и солнце иногда освещает улицы Петербурга.
Это следует учитывать при разработке системы уроком по творчеству каждого писателя: направлять работу обучающихся на метапредметные результаты изучения предмета (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции). Так, например, система уроков по роману Ф.М.
Долгий, страдальческий путь прошла Сонечка Мар-меладова: от унижений до уважения. Непременно она достойна счастья. После заключения Раскольникова Соня не предалась страху разлуки с ним. Она должна пройти до конца вместе с Раскольниковым все его испытания, лишения, радости и вместе с ним должна добиться счастья. В этом и заключается смысл любви.
В философском ключе проблему «преступления и наказания» можно сформулировать примерно так: что такое преступление? где его истоки? или присущее человеку стремление к его совершению внутренне (ученые говорят «имманентно»), или, наоборот, оно (стремление к преступлению) обусловлено средой, в которой человек сформировался и живет?
В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: “Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом”. Соня не отличалась особой красотой. И для Достоевского это не имеет никакого значения.
Лужин охотно рассказывает о материалах уголовной хроники. Количество преступлений растет. Смысл проблемы уточняет ответная реплика Разумихина о том, как преступник объяснил причины, побудившие к подделке лотерейных билетов, банальным «поскорей захотелось разбогатеть».
Рассказывая историю заблудшей души, впоследствии преображенной, писатель не просто описывает сложный путь, который прошел герой, путь ошибок, терзаний и раскаяния. Ф. М. Достоевский (портрет его представлен в статье) проводит нас противоречивым и трудным путем поиска ответов на нравственные вопросы, близкие всем, но вместе с тем такие сложные.
В свой роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский вложил гуманистическую идею, коснулся глубоких нравственных проблем, волновавших его. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же острых социальных проблем.
Иначе говоря, если человек от природы добрый, а портит его общество (вспомним теории влияния среды), то можно ли уничтожить условия, первопричины, которые порождают преступления? И виноваты в таком случае сами преступники? Или не переведут они ответственность за совершенные ими преступления на общество?
Чувствует предельное одиночество. Божия правда, земной закон берет свое, и он – принужден сам на себя донести.
Умеем ли мы извлекать уроки из произведений классической литературы? Совместная проектная деятельность обучающегося и педагога дает возможность правильно истолковать такие понятия как совесть, моральные принципы, нравственное здоровье. Обучающиеся обращаются к словарям Ожегова С.И. «Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю. Шведовой.- М.: «Русский язык», 1975. Изд. 11 – стереотип.), Ушакова Д.