Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличаются бакалавр и магистр». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
По большинству направлений обучение студентов на бакалавриате длиться 4 года, но существуют некоторые исключения. По определенному ряду специальностей за такое количество лет освоить все базовые знания невозможно. Это касается медицинских и технических сфер деятельности. Учеба по этим направлениям делится на иные временные этапы, которые не вписываются в общепринятую концепцию образования.
По сравнению с бакалавриатом магистратура позволяет выбрать узкую специализацию. Она предусматривает более глубокое освоение теории и практическую подготовку к научно-исследовательской деятельности. Также магистры приобретают педагогические компетенции. Благодаря этому они могут преподавать в вузах – у бакалавров этой возможности нет.
Содержание:
Чем отличаются бакалавриат и магистратура
Сайт содержит материалы, охраняемые авторским правом, и средствами индивидуализации (логотипы, фирменные знаки). Любое использование информации, размещенной на сайте, без писменного согласия не допускается.
И бакалавры, и специалисты обучаются по общим учебным программам, но с определенного года их программы начинают расходиться. Подготовка специалистов с этого момента становится более узкой и направлена на определенную специализацию. Уже более десяти лет в России применяется болонская — двухуровневая — система высшего образования, предполагающая базовую (три–четыре года) подготовку по программе бакалавриата или специалитета и следующую за ней дополнительную, углубленную учебу в магистратуре (длительностью, как правило, два года).
Сегодня в России действует двухуровневая система высшего образования, которая включает в себя бакалавриат и магистратуру. Такая система подготовка оказалась более подходящей для современных условий. Она была установлена в ходе Болонского процесса в 1999 год, который был призван сблизить системы высшего образования стран Европы. Россия присоединилась к нему в 2003 году.
В следующем материале рассмотрим особенности следующих уровней высшего профессионального образования — аспирантура, ординатура, ассистентура – стажировка.
Деление на бакалавриат и магистратуру — своего рода естественный отбор. До 50% студентов покидает стены университета с дипломом бакалавра. В то же время наиболее способные и целеустремленные студенты продолжают обучение до получения магистерской степени.
В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?
По итогу обучения магистрант защищает магистерскую диссертацию. Уровень образования позволяет лицам осуществлять преподавательскую деятельность в вузах, в отличие от бакалавров. В этом состоит ключевая разница между двумя данными ступенями (уровнями).
Немногим известно, что с 1997 года, благодаря подписанию Россией Болонской конвенции, абитуриенты получили возможность выбирать между тремя системами образования:
- бакалавриатом,
- магистратурой
- и специалитетом.
До 2016 года классификация академических уровней не вызывала у абитуриентов лишних вопросов, ведь система образования долгое время оставалась неизменной, да и существовала еще одна переходная образовательная степень – специалист.
Специалисты свободно могут идти учиться в аспирантуру, защищая затем всё новые учёные степени, а также преподавать в ВУЗах и работать в сферах управления и власти, где обязательным является требование о высшем образовании.
Бакалавр, магистр, аспирант, доктор: кто дальше
По завершении обучения выпускники получают законченное высшее образование с присвоением квалификационной степени бакалавра. Далее дипломированный специалист может начинать трудовую деятельность либо на конкурсной основе поступать в магистратуру для углубленного изучения профессиональных предметов.
Надо отметить, что у поступивших до 2010 года студентов ещё есть возможность получить степень «дипломированный специалист». Эта степень является промежуточной между бакалавром и магистром.
Успешно закончив бакалавриат, студент имеет возможность приступить к трудовой деятельности по приобретенной специальности. Найти работу можно не только в родном городе или стране, но и за ее пределами, поскольку бакалавриат – международная образовательная степень, которая признается заграничными работодателями.
Надо отметить, что у поступивших до 2010 года студентов ещё есть возможность получить степень «дипломированный специалист». Эта степень является промежуточной между бакалавром и магистром.
Что касается магистратуры, то эту академическую степень могут получить студенты, которые закончили бакалавриат. Образовательный курс на магистратуре длится 1,5-2 года. В процессе учебы студенты получают глубокую теорию и практику по выбранному направлению. Эти знания необходимы для того, чтобы в будущем посвятить себя преподавательской или научной работе.
Магистратура после бакалавриата – это повышение престижа и квалификации, возможность быстрого карьерного роста. Обучение также завершается защитой выпускной работы, она называется магистерской диссертацией. По результатам защиты присваивается академическая степень магистра. А теперь о преимуществах данного диплома.
Есть ли альтернатива такому обучению?
Не стоит забывать о том, что обучение от образования отличается желанием человека получить знания, умения и навыки, необходимые ему для работы в той или иной сфере.
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.
Бакалавром называют выпускника вуза, который получил базовое высшее образование за четыре года, в отличие от специалитета с пятилетним сроком. Число изученных предметов невелико, что позволяет получить фундаментальное образование без узкой специализации.
Перед тем, как подавать документы для поступления в высшее учебное заведение, абитуриенту необходимо принять обдуманное решение и выбрать подходящий для себя уровень образования, исходя из их различий.
К освоению указанных программ допускаются лица, имеющие соответствующее образование. Так, для программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры — высшее образование любого уровня (ч. 2, 3 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).
Бакалавры могут продолжить обучение и получить степень магистра. При этом необязательно поступать в магистратуру в том же вузе. Прием на обучение по программам магистратуры осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний.
Такая система подготовка оказалась более подходящей для современных условий. Она была установлена в ходе Болонского процесса в 1999 год, который был призван сблизить системы высшего образования стран Европы. Россия присоединилась к нему в 2003 году.\r\n\r\nИнститут экономики и культуры реализует программы как бакалавриата, так и магистратуры.
Качество и количество получаемых знаний также нельзя назвать плюсом этой образовательной системы. Студенты получают полный объём учебного материала, одинаковый для всех уровней, только изучают они его не 5 лет, а на год меньше. Соответственно, многие важные темы проходятся недостаточно глубоко.
Подготовка специалистов получается более углубленной, так как необходимый материал студенты проходят на протяжении 5 лет. Но это же может стать и минусом – пока идёт учёба, работать с полной загрузкой невозможно.
Магистратура ради преподавания
Российские студенты впервые столкнулись с этим в 1996 году. Тогда впервые в ВУЗах была введена двухуровневая система высшего образования. Цель нововведений – присоединение к Болонскому процессу, а именно добровольное объединение систем высшего образования в европейских странах, которое уже насчитывало к тому времени около двух десятков лет.
Профессиональная подготовка бакалавров, планирующих поступать в дальнейшем на магистратуру. Упор делается на научно-исследовательскую работу, много теоретических курсов.
Дистанционное обучение в магистратуре — наиболее гибкая форма обучения, позволяющая совмещать учебу и работу.
Украинское правительство еще в 2016 году приняло решение об отмене квалификационной степени специалиста, последовав примеру европейских стран. Поэтому студенты, поступившие в 2017 году, на этот образовательный уровень отныне будут приравниваться к магистрам. А также те, кто ранее получил специалиста, сейчас занимают позиции наравне с магистрами.
Однако желающих учиться дальше после 4 лет обучения в университете в настоящее время примерно 25-30% от общего числа студентов. Объясняется это реалиями нашей жизни – не каждый студент может позволить себе продолжать учебу.
План ориентирован на то, чтобы дать студенту практические знания по выбранной им специальности. Узконаправленных дисциплин в образовательной программе практически нет. Если они включены, то с минимальным количеством часов, и дают только базовые знания. Бакалавриат изначально был задуман для того, чтобы студент выбрал узкую специальность, и осознанно продолжил обучение по ней на магистратуре.
Процесс по сближению и стандартизации систем образования стран Евросоюза был начат еще в середине 1970-х годов. Но официальной датой его начала считается 19 июня 1999 года, когда в итальянской Болонье министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования». Это первая, базовая ступень академического образования. Условия доступа к ней просты. Нужно получить среднее, средне-специальное или профессионально-техническое образование. Поступить можно после окончания 11 класса школы, специализированного колледжа, техникума, училища. Существует заблуждение о том, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Это неверно.
Вторая ступень высшего образования
Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. До того момента, пока студент не защитил диссертацию, он — магистрант.
На первом этапе, при поступлении, абитуриент зачисляется на бакалавриат, где он должен отучиться 4 года для того, чтобы получить диплом и степень «бакалавра» по выбранной специальности. Затем, по желанию, он может повысить свой уровень знаний путем поступления в магистратуру, пока не являющуюся обязательной ступенью.
Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N 943; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.08.2015 N 827).
Магистратура: что представляет собой вторая ступень высшего образования в России
По окончании обучения выпускнику выдается полноценный диплом о высшем образовании с присуждением степени «бакалавр». Имея такой диплом, выпускник может сразу приступить к профессиональной деятельности, либо перейти на второй уровень – магистратуру — со сроком обучения 2 года.
Магистратура и бакалавриат — это получение высшего образования в более сжатые сроки, возможность обретения двойной специальности, финансовая независимость, выбор европейской страны для продолжения обучения или карьерного роста.
На просторах бывшего Советского Союза новая двухуровневая система вузовского обучения ещё не укоренилась и вызывает в понимании множество трудностей. Кадровики порой затрудняются определить степень подготовленности молодого специалиста. Ведь и те и другие при заполнении анкеты указывают «высшее образование».