Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объекты права федеральной собственности на природные ресурсы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Введение передачи прав и обязанностей по договору водопользования, утверждение преимущественного права водопользователей заключать договоры на новый срок (не более 20 лет) призваны обеспечить большую гибкость договорных отношений в области использования и охраны водных ресурсов.
Право пользования — это юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.
Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).
Содержание:
Институт собственности на природные ресурсы
Важным и сложным является вопрос о разграничении государственной собственности на природные ресурсы между субъектами права — Российской Федерацией и субъектами Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции России разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Вопросы разграничения объектов собственности решены на законодательном уровне. Так, Земельный кодекс РФ содержит статьи о собственности Российской Федерации (федеральной собственности) на землю (ст. 17) и собственности на землю субъектов Российской Федерации (ст. 18).
Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ.
И, наконец, природные объекты не могут переноситься в пространстве (за исключением животных), т.е. являются недвижимым имуществом.
Как правовой институт право собственности на природныересурсы представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношениясобственности на природные ресурсы. Совокупность правовых норм, регулирующихотношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.
Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).
Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом — сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий.
Разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов 1–й группы по категориям защищенности осуществляется в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями. На особо защитных участках лесов возможно запрещение рубок главного пользования.
Государственная собственностьна природные ресурсы во многом сохраняет свое доминирующее положение и внастоящее время. В исключительной собственности государства находятся недра,леса, животный мир, природные лечебные ресурсы, подавляющая часть водныхобъектов. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственностиграждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Рассмотрим, какие природные ресурсы отнесены к объектам федеральной и региональной собственности федеральным законодательством.
Участки лесного фонда предоставляются в пользование на срок до 1 года или в долгосрочное пользование – до 49 лет.
Данные участки не подлежат разделу, если в результате его требуется раздел пруда или обводненного карьера. Таких водных объектов, где могут или обитают околоводные звери и пернатая дичь, не территории РФ предостаточно, и государство заинтересовано в привлечении частных инвестиций на основе договорного пользования для их обустройства.
Обязательные условия договора аренды участка лесного фонда: границы участка лесного фонда; виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; срок аренды; размер арендной платы и порядок ее внесения; обязанности сторон по охране и защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов; порядок оплаты лесопользователю проведенных им лесохозяйственных работ и др.
Право государственной собственности на природные объекты.
Специфические отношения собственности на конкретныеприродные ресурсы регулируется природоохранительным законодательством.
К частной собственности относятся обособленные водные объекты, древесно-кустарниковая растительность и земельные участки. В федеральную включены территориальные воды, континентальный шельф и ресурсы экономической зоны. К общей федеральной и субъектной собственности принадлежат вода, земля и недра. В муниципальном управлении находятся участки земли, обводненные карьеры и пруды.
Водный кодекс РФ 2006 года вводит разграничение предметов права собственности на водные объекты и ближайшие земельные участки, имеющие других хозяев. В этом как раз и сокрыто очень многое. Может ли охотник подойти к водному объекту, находящемуся в частной собственности? Как законодатель определил понятие «береговая линия»?
Права собственности на все природные ресурсы оформлены в соответствующих кодексах. Гражданский кодекс определяет ресурсы объектами права и относит их к недвижимому имуществу, а их владельцев называет субъектами права. Собственность на объекты природы регулируют государственные природоресурсные акты.
Водный кодекс РФ 2006 года вводит разграничение предметов права собственности на водные объекты и ближайшие земельные участки, имеющие других хозяев. В этом как раз и сокрыто очень многое. Может ли охотник подойти к водному объекту, находящемуся в частной собственности? Как законодатель определил понятие «береговая линия»?
С правовой точки зрения важной особенностью природных объектов является возможность их рационального использования и индивидуализации, оборотоспособность объектов и правовые формы их эксплуатации, организация публичного контроля за их использованием и т.д.
Отношения собственности занимают доминирующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом.
Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируется природоохранительным законодательством.
Следовательно, главным признаком собственности на природные ресурсы в экономическом аспекте является присвоение конкретной земельной территории или участка со всеми расположенными на них природными ресурсами соответственно первобытным социумом или одним из членов общества.
В то же время право собственности на природные ресурсы на современном этапе развития общества не является абсолютным. В большинстве стран мира оно ограничивается в законодательном порядке в интересах общества.
Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.
Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов и конкурсов. Лесные торги и конкурсы проводятся районной администрацией с участием местных органов Минприроды РФ. Разрешительными документами на лесопользование являются: лицензия, лесорубочный билет, лесной билет.
Конституция обозначает природные ресурсы как основу деятельности и жизни населения страны. Права на владение окружающей средой могут осуществляться во всех формах собственности – от государственной до индивидуальной. Каждый субъект, наделенный правом владения ресурсами, исполняет обязанности по их охране, разумному использованию, улучшению и восстановлению.
Что будем делать с полученным материалом:
Все природные источники обладают следующими признаками: имеют естественное происхождение и иногда созданы руками человека (озёра, водохранилища, насыпные участки суши); взаимосвязаны с экологией и окружающей средой; несут функции жизнеобеспечения – экономики, культуры и остальных сфер.
Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста).
До 1990 г. в Советском Союзе была единственная форма правасобственности на природные ресурсы – исключительная государственная. Сущностьисключительной государственной собственности на природные ресурсы состояла втом, что земля, недра, воды, и леса были неизменной принадлежностьюгосударства. Советское государство монополизировало владение и распоряжениеданными материальными благами.
Водные объекты в России являются не менее важными местами обитания и размножения диких зверей и птиц, а также территориями и акваториями для осуществления охоты и ведения организованного охотничьего хозяйства.
Информационно-аналитические материалы Государственной Думы
Государству принадлежит значительная часть существующих ресурсов. Состав фондов и принадлежность к собственности страны зафиксированы в законодательстве о недрах, лесах, водах, землях и животном мире. Многие источники введены в ведомство федеральных органов и принадлежат субъектам государства.
Определение правового режима природных ресурсов регулируется Конституцией Российской Федерации (ст. 9, 36, 71, 72, 73), федеральными законами и другими правовыми актами.
Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.
Но таким образом Гражданский кодекс Российской Федерации уравнивает государственную собственность и права государства на нее с частной собственностью.
После ознакомления вам будет предложено перейти на сайт правообладателя и приобрести полную версию произведения.
Правомочие пользования – это юридически обеспеченная возможность извлечения полезных свойств природного ресурса и получения дохода, выгоды.
Согласно Закону Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 1.2).
Право пользования — это юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.
Распоряжение общественным имуществом
Под право собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землёй, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.
Таким образом, появление Гражданского кодекса Российской Федерации обострило вопрос о соотношении его норм с положениями нормативных актов о правовом режиме природных объектов.
Пожалуйста, отключите его на нашем сайте, нажав \»приостановить его на этом сайте\». У нас только Яндекс реклама…