Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы правовой помощи по уголовным делам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Система нормативного (конвенционного) регулирования и организци- онных (институционных) средств, имеющих целью взаимное признание и равное обеспечение личных и имущественных прав индивидов и юридических лиц одного государства на территории другого, в связи с чем предусматривается сотрудничество соответствующих учреждений (Г. В. Игнатенко).
Правовой основой настоящих рекомендаций являются Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.04.1959, подписанная в г. Страсбурге (далее — Европейская конвенция), и дополнительный протокол к ней от 17.03.1978, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 22.01.1993 в г.
Содержание:
Адвокат по кражам, грабежам, разбоям
Среди международных органов, способствующих уголовному преследованию другими органами, особо заметную роль играют: ООН, Интерпол, Европол, Евроюст, Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег.
В 1993 г. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам была подписана Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной. Конвенция определила порядок сношений по вопросам правовой помощи. Традиционно они осуществляются через центральные учреждения юстиции.
Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года 1997 г. изложил ст. 5 Конвенции в следующей редакции: «Компетентные учреждения юстиции Договаривающихся Сторон сносятся друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы, если только настоящей Конвенцией не установлен иной порядок сношений. УПК РФ является вынесение и приобщение к Поручению постановления о признании лица гражданским истцом при отсутствии искового заявления в деле.
Договоры предусматривают, что без согласия запрашиваемой стороны выданное лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности либо подвергнуть наказанию за совершенное до выдачи преступление, за которое оно не было выдано, или выдать третьему государству.
Описательная часть служит логической основой для изложения просьбы о правовой помощи. Не рекомендуется перегружать ее сведениями, не имеющими отношения к Поручению.
В принципе выдача может осуществляться и без договора, если это предусматривается законодательством запрашиваемой стороны.
Для передачи требуется письменное согласие осужденного. В передаче осужденного может быть отказано, если им не возмещен ущерб, нанесенный преступлением.
Между Интерполом и Европолом заключено соглашение о взаимодействии, что дает возможность через Интерпол получить доступ к информационным базам Европола.
В современном международном праве наблюдается тенденция упрощения процедуры выдачи. В частности, идет речь о смягчении требований «двойной подсудности», сокращении числа оснований отказа в выдаче, сокращении роли административных органов.
Заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо осуждённого преступника. В последнее время зачастую термин «экстрадиция» неправильно применяют вместо термина «депортация».
Производство экспертиз, передача предметов, допросы свидетелей, потерпевших, экспертов, других участников процесса в запрашиваемом государстве.
Бесплатная юридическая консультация (адвокат по уголовным делам в Москве)
Назначенное осужденному наказание отбывается на основании приговора суда того государства в котором он был осужден. Исходя из вынесенного приговора суд государства, гражданином которого является осужденный, принимает решение о его исполнении, определяя срок лишения свободы в соответствии с приговором.
Самостоятельным является вопрос целесообразности обращения за правовой помощью по преступлениям, не вызвавшим серьезных последствий.
Итак, правовую помощь образует осуществление следующих действий по запросам компетентных органов иностранных государств: вручение документов (например, повесток о вызове в суд), передача доказательств (например, документов, вещественных доказательств, орудий преступлений), помощь в получении доказательств (опросы свидетелей, проведение экспертиз).
Данная перспектива требует комплексного правового регулирования национальным уголовно-процессуальным законодательством с учетом предстоящей ратификации подписанных и подписания названных выше международно-правовых актов и того, чтобы правоохранительные и судебные органы не занимались «изобретательством» в этой области[1].
Итак, правовую помощь образует осуществление следующих действий по запросам компетентных органов иностранных государств: вручение документов (например, повесток о вызове в суд), передача доказательств (например, документов, вещественных доказательств, орудий преступлений), помощь в получении доказательств (опросы свидетелей, проведение экспертиз).
К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении запрашивающей стороны материалы дела, иные доказательства.
Обращение в Следственный Комитет РФ
Через указанные в договоре центральные правоохранительные органы. Так, по ст. 4 Договора между РФ и Республикой Кыргызстан 1992 г., ст. 4 Договора между РФ и Республикой Молдова 1993 г. при оказании правовой помощи учреждения сторон сносятся друг с другом через Министерства юстиции и Генеральные прокуратуры.
Республики Беларусь являются международные договоры по вопросам оказания помощи по уголовным делам, выдачи преступников, передачи осужденных лиц для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются.
По Конвенции против транснациональной организованной преступности 2000 г. каждое государство назначает центральный орган, который несет ответственность за получение просьб об оказании взаимной правовой помощи и либо за их выполнение, либо за их препровождение для выполнения компетентным органам.
Если один элемент правовой помощи отсутствует, имеет место другой институт — содействие в борьбе с преступностью.
Ходатайство о фальсификации доказательств
По общему правилу, стороны взаимодействуют через свои центральные органы. Непосредственно направлять запросы допускается лишь по отдельным договорам (как правило, для правоохранительных органов приграничных регионов). По некоторым договорам, а также с государствами, с которыми договоры о правовой помощи не заключены, сношения осуществляются дипломатическим путем.
Современная российская правовая база по вопросам международного сотрудничества в розыске, аресте и конфискации имущества, полученного незаконным путем.
Это действие состоит в применении в соответствии с внутренним законодательством меры пресечения — заключения под стражу. Указание цели этого юридического действия также обязательно. Необходимо учитывать, что лицо не может быть взято под стражу по данному поручению, если оно не может быть выдано.
Совет: пользуйтесь органайзером (справа от вас), чтобы сохранять нужные страницы и не искать их потом.
В последнее время механизмы и процедуры оказания взаимной правовой помощи претерпевают значительные изменения. Этот процесс обусловлен невысокой эффективностью существующих механизмов оказания правовой помощи, предусмотренных двусторонними и многосторонними соглашениями при нерациональных затратах времени, материальных средств, организационных усилий.
Исполнение запроса может быть произведено путем передачи повестки в порядке, установленном законодательством запрашиваемой стороны, либо в иной форме, если об этом специально просит запрашивающая сторона.
В тексте Поручения следует ходатайствовать о применении при проведении следственных действий процессуальных норм Российской Федерации, если это не противоречит законодательству запрашиваемой стороны, и о производстве следственных действий на русском языке.
Помощь, которая оказывается иностранными государственными органами при рассмотрении конкретного уголовного дела и заключается в исполнении определенных процессуальных актов или в передаче документов (Ф.
Ныне действующий механизм сотрудничества государств в сфере уголовного процесса не отвечает адекватно потребностям государств, предопределяет необходимость создания эффективных международных механизмов для более тесного взаимодействия между государствами в борьбе с преступностью[2].
Согласие указанных лиц требуется в любом случае, независимо от их гражданства и места постоянного проживания (ст. 456 УПК РФ).
Первым в серии двусторонних актов стал Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания (подписан 4 марта 1993 г., вступил в силу 10 июля 1993 г.). Согласно Договору условием передачи, как и по Конвенции 1978 г., является взаимное согласие обоих государств.
Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4 ст. 453 УПК РФ). В соответствии со ст. 17 Конвенции СНГ поручение об оказании правовой помощи и приложенные к нему документы должны быть составлены на государственном языке запрашиваемого и запрашивающего государства или на русском языке.
Лицу, которое согласилось прибыть по вызову, обеспечивается личный иммунитет от уголовного, а также любого другого преследования за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами Государственной границы Российской Федерации.
В юридической литературе и международных договорах нет единообразного толкования понятия «правовая помощь».
Нужно отметить, что рассматриваемый институт является проявлением только одной из форм международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства – прямого (непосредственного) сотрудничества государств по оказанию правовой помощи (путем передачи компетенции запрашиваемому государству).
Несколько иначе решается вопрос о выдаче в договорах о правовой помощи. Для привлечения к ответственности лицо может быть выдано за совершение в принципе любых преступлений, а не только конкретных преступлений международного характера.
По просьбе запрашивающей стороны ей могут передаваться предметы: использованные при совершении преступления, в том числе предметы и орудия преступления; приобретенные в результате совершения преступления или в качестве вознаграждения за него; имеющие значение доказательств в уголовном деле.
Предложения по законодательному регулированию использования видеотрансляций в российском уголовном процессе.