Формы правовой помощи по уголовным делам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы правовой помощи по уголовным делам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Система нормативного (конвенционного) регулирования и организци- онных (институционных) средств, имеющих целью взаимное признание и равное обеспечение личных и имущественных прав индивидов и юридиче­ских лиц одного государства на территории другого, в связи с чем предусмат­ривается сотрудничество соответствующих учреждений (Г. В. Игнатенко).

Правовой основой настоящих рекомендаций являются Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.04.1959, подписанная в г. Страсбурге (далее — Европейская конвенция), и дополнительный протокол к ней от 17.03.1978, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 22.01.1993 в г.

Адвокат по кражам, грабежам, разбоям

Среди международных органов, способствующих уголовному преследованию другими органами, особо заметную роль играют: ООН, Интерпол, Европол, Евроюст, Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег.

В рамках ООН рассматриваются проблемы предупреждения преступности, принимаются конвенции по борьбе с различными видами преступлений и резолюции, содержащие общие принципы сотрудничества в уголовной сфере, а также создаются специальные органы и комитеты по борьбе с ними.

В 1993 г. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам была подписана Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной. Конвенция определила порядок сношений по вопросам правовой помощи. Традиционно они осуществляются через центральные учреждения юстиции.

Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года 1997 г. изложил ст. 5 Конвенции в следующей редакции: «Компетентные учреждения юстиции Договаривающихся Сторон сносятся друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы, если только настоящей Конвенцией не установлен иной порядок сношений. УПК РФ является вынесение и приобщение к Поручению постановления о признании лица гражданским истцом при отсутствии искового заявления в деле.

Договоры предусматривают, что без согласия запрашиваемой стороны выданное лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности либо подвергнуть наказанию за совершенное до выдачи преступление, за которое оно не было выдано, или выдать третьему государству.

Описательная часть служит логической основой для изложения просьбы о правовой помощи. Не рекомендуется перегружать ее сведениями, не имеющими отношения к Поручению.

В принципе выдача может осуществляться и без договора, если это предусматривается законодательством запрашиваемой стороны.

Для передачи требуется письменное согласие осужденного. В передаче осужденного может быть отказано, ес­ли им не возмещен ущерб, нанесенный преступлением.

Между Интерполом и Европолом заключено соглашение о взаимодействии, что дает возможность через Интерпол получить доступ к информационным базам Европола.

В современном международном праве наблюдается тенденция упрощения процедуры выдачи. В частности, идет речь о смягчении требований «двойной подсудности», сокращении числа оснований отказа в выдаче, сокращении роли административных органов.

Заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо осуждённого преступника. В последнее время зачастую термин «экстрадиция» неправильно применяют вместо термина «депортация».

Производство экспертиз, передача предметов, допросы свидетелей, потерпевших, экспертов, других участников процесса в запрашиваемом государстве.

Бесплатная юридическая консультация (адвокат по уголовным делам в Москве)

Назначенное осужденному наказание отбывается на основа­нии приговора суда того государства в котором он был осуж­ден. Исходя из вынесенного приговора суд государства, гражда­нином которого является осужденный, принимает решение о его исполнении, определяя срок лишения свободы в соответст­вии с приговором.

Самостоятельным является вопрос целесообразности обращения за правовой помощью по преступлениям, не вызвавшим серьезных последствий.

Итак, правовую помощь образует осуществление следующих действий по запросам компетентных органов иностранных государств: вручение доку­ментов (например, повесток о вызове в суд), передача доказательств (напри­мер, документов, вещественных доказательств, орудий преступлений), по­мощь в получении доказательств (опросы свидетелей, проведение экспертиз).

Данная перспектива требует комплексного правового регулирования национальным уголовно-процессуальным законодательством с учетом предстоящей ратификации подписанных и подписания названных выше международно-правовых актов и того, чтобы правоохранительные и судебные органы не занимались «изобретательством» в этой области[1].

Итак, правовую помощь образует осуществление следующих действий по запросам компетентных органов иностранных государств: вручение доку­ментов (например, повесток о вызове в суд), передача доказательств (напри­мер, документов, вещественных доказательств, орудий преступлений), по­мощь в получении доказательств (опросы свидетелей, проведение экспертиз).

К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении запрашивающей стороны материалы дела, иные доказательства.

Обращение в Следственный Комитет РФ

Через указанные в договоре центральные правоохранительные органы. Так, по ст. 4 Договора между РФ и Республикой Кыргызстан 1992 г., ст. 4 Договора между РФ и Республикой Молдова 1993 г. при оказании правовой помощи учреждения сторон сносятся друг с другом через Министерства юстиции и Генеральные прокуратуры.

В некоторых соглашениях (Договор между РФ и КНР о выдаче 1995 г.) вообще не указаны органы, при посредстве которых осуществляется взаимодействие; вопрос оставлен на усмотрение соответствующего государства.

Республики Беларусь являются международные договоры по вопросам оказания помощи по уголовным делам, выдачи преступников, передачи осужденных лиц для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются.

По Конвенции против транснациональной организованной преступности 2000 г. каждое государство назначает центральный орган, который несет ответственность за получение просьб об оказании взаимной правовой помощи и либо за их выполнение, либо за их препровождение для выполнения компетентным органам.

Если один элемент правовой помощи отсутствует, имеет место другой институт — содействие в борьбе с преступностью.

Ходатайство о фальсификации доказательств

По общему правилу, стороны взаимодействуют через свои центральные органы. Непосредственно направлять запросы допускается лишь по отдельным договорам (как правило, для правоохранительных органов приграничных регионов). По некоторым договорам, а также с государствами, с которыми договоры о правовой помощи не заключены, сношения осуществляются дипломатическим путем.

Современная российская правовая база по вопросам международного сотрудничества в розыске, аресте и конфискации имущества, полученного незаконным путем.

Это действие состоит в применении в соответствии с внутренним законодательством меры пресечения — заключения под стражу. Указание цели этого юридического действия также обязательно. Необходимо учитывать, что лицо не может быть взято под стражу по данному поручению, если оно не может быть выдано.

Совет: пользуйтесь органайзером (справа от вас), чтобы сохранять нужные страницы и не искать их потом.

В последнее время механизмы и процедуры оказания взаимной правовой помощи претерпевают значительные изменения. Этот процесс обусловлен невысокой эффективностью существующих механизмов оказания правовой помощи, предусмотренных двусторонними и многосторонними соглашениями при нерациональных затратах времени, материальных средств, организационных усилий.

Исполнение запроса может быть произведено путем передачи повестки в порядке, установленном законодательством запрашиваемой стороны, либо в иной форме, если об этом специально просит запрашивающая сторона.

В тексте Поручения следует ходатайствовать о применении при проведении следственных действий процессуальных норм Российской Федерации, если это не противоречит законодательству запрашиваемой стороны, и о производстве следственных действий на русском языке.

Помощь, которая оказывается иностранными государственными органами при рассмотрении конкретного уголовного дела и заключается в исполнении определенных процессуальных актов или в передаче документов (Ф.

Ныне действующий механизм сотрудничества государств в сфере уголовного процесса не отвечает адекватно потребностям государств, предопределяет необходимость создания эффективных международных механизмов для более тесного взаимодействия между государствами в борьбе с преступностью[2].

Согласие указанных лиц требуется в любом случае, независимо от их гражданства и места постоянного проживания (ст. 456 УПК РФ).

Первым в серии двусторонних актов стал Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания (подписан 4 марта 1993 г., вступил в силу 10 июля 1993 г.). Согласно Договору ус­ловием передачи, как и по Конвенции 1978 г., является взаим­ное согласие обоих государств.

Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4 ст. 453 УПК РФ). В соответствии со ст. 17 Конвенции СНГ поручение об оказании правовой помощи и приложенные к нему документы должны быть составлены на государственном языке запрашиваемого и запрашивающего государства или на русском языке.

Лицу, которое согласилось прибыть по вызову, обеспечивается личный иммунитет от уголовного, а также любого другого преследования за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами Государственной границы Российской Федерации.
В юридической литературе и международных договорах нет единообраз­ного толкования понятия «правовая помощь».

Нужно отметить, что рассматриваемый институт является проявлением только одной из форм международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства – прямого (непосредственного) сотрудничества государств по оказанию правовой помощи (путем передачи компетенции запрашиваемому государству).

Несколько иначе решается вопрос о выдаче в договорах о правовой помощи. Для привлечения к ответственности лицо может быть выдано за совершение в принципе любых преступлений, а не только конкретных преступлений международного характера.

Впрочем, есть и исключения. Так, в соответствии со ст. 7 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. государства назначают органы, уполномоченные «выполнять просьбы об оказании взаимной юридической помощи или препровождать их на исполнение соответствующим компетентным органам.

По просьбе запрашивающей стороны ей могут передаваться предметы: использованные при совершении преступления, в том числе предметы и орудия преступления; приобретенные в результате совершения преступления или в качестве вознаграждения за него; имеющие значение доказательств в уголовном деле.
Предложения по законодательному регулированию использования видеотрансляций в российском уголовном процессе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *