Участие малого предпринимательства в закупках

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Участие малого предпринимательства в закупках». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, СОНКО и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

Высокая коррупционная составляющая Закона № 94-ФЗ объясняется, в первую очередь, отсутствием механизма предупреждения, контроля и устранения нелегальных схем проведения закупок. Распространенным явлением является организация аукционов с необоснованно высокой начальной ценой контракта, что связано с отсутствием законодательно закрепленных норм ее определения и обоснования [1].

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ

В отчете отражаются только состоявшиеся закупки, в которых было заявлено преимущество для малого бизнеса.

СМП могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта.

Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

С другой стороны, в рамках закона автоматически не решается ряд проблем, связанных со стимулированием предпринимателей к участию в торгах и обеспечением высокого уровня эффективности закупок у данной группы поставщиков.
Снижение размера обеспечения заявки на участие в торгах сделает активными субъектов малого предпринимательства к участию в государственных и муниципальных закупках через упрощение доступа к процедурам размещения заказов.

Большие закупки у малого бизнеса

Указанное выше постановление также требует от участников в своих заявках декларировать тот факт, что они относятся у разряду субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, одним из показателей конкуренции в сфере госзакупок считается среднее количество поставщиков, принявших участие в одной заявке (по всем состоявшимся конкурсам и аукционам). В 2010 г. этот показатель в среднем составлял 2,0, в 2008 и 2009 гг. – 2,7 и 2,9 соответственно [3].

Иными словами, применение второго способа из вышеприведенного списка является для заказчика обязательным.

Вопрос: Как определить статус СМП, если организация только начала свою деятельность и никакой отчетности в контрольные органы не предоставляла?

Закупки в рамках Закона № 44-ФЗ

При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Иногда форму декларации разрабатывает заказчик.

Таким образом, основное преимущество, которое получают субъекты малого и среднего предпринимательства при осуществлении крупными заказчиками своих закупок, реализуется именно в тех закупках, которые заказчики будут должны проводить исключительно среди таких субъектов, набирая требуемые 10 % от общего объема закупок.

В настоящий момент это 60 млн. рублей для микропредприятий, 400 млн. рублей для малых предприятий и 1 млрд. рублей для средних предприятий – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 года № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

В случае признания не состоявшимися закупок у СМП или СОНКО, заказчик вправе отменить ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП или СОНКО, и осуществить закупки на общих основаниях (ч. 4 ст.30 ФЗ-44).

С 1 января 2014 г. вступил в силу новый закон, который регулирует сферу госзаказа — Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ «О контрактной системе»).

The adoption of a new law on contract system 44-FZ partially solves the problems of the organization of public procurement, the system of motivation of participation of SMEs in tenders, however, several questions still remains unresolved.

Уже в самой первой редакции 223-ФЗ было предусмотрено право Правительства РФ установить особенности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства.

The adoption of a new law on contract system 44-FZ partially solves the problems of the organization of public procurement, the system of motivation of participation of SMEs in tenders, however, several questions still remains unresolved.

Пункт 2 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Одной из наиболее действенных мер поддержки спроса на продукцию малых и средних предпринимателей (МСП) и наращивание ими объемов производства в условиях сниженного платежеспособного спроса населения стал государственный заказ.

В силу этого является актуальным требованием разработка методического инструментария, который позволяет диагностировать возникающие проблемы и своевременно формировать механизмы их разрешения, а также разработка методики анализа эффективности государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства.
По данным экспертного анализа, объём закупок, осуществленных Федеральными органами исполнительной власти в соответствии с требованиями статьи 30 Закона № 44-ФЗ, в 2014 году составил 10 743 млн. рублей, а в 2015 возрос до 12 114 млн. рублей [53]. Однако, по данным социологических опросов более 50 % респондентов считают, что доступ к участию в закупках для СМП в значительной мере затруднен.

При проведении торгов в рамках Закона № 223-ФЗ действуют льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП).

Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства через систему закупок в рамках контрактной системы.

Закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает критерии отнесения организаций к указанной категории. Первое условие — средняя численность работников для малых предприятий не должна превышать 100 человек, а для средних — 250 человек включительно. Другое условие касается предельной выручки за предшествующий календарный год.

Сравнение норм Закона N 44-ФЗ и положений Постановления N 1352

Есть еще дополнительное требование, касающееся участия в капитале юридических лиц, однако для большинства субъектов малого бизнеса оно неприменимо.

По состоянию на ноябрь 2009 г. в рамках госзаказа на малых предприятиях было размещено около 9% ВВП, в то время как в развитых странах малым предприятиям через госзаказ распределяется 20–25% ВВП [7]. Доля участия малого и среднего бизнеса в настоящее время остается неизменной.

Осуществление закупок у СМП и СОНКО является обособленной процедурой – ее участниками являются исключительно СМП и СОНКО, в извещениях о проведении закупок устанавливается соответствующее ограничение. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО (ч.3 ст.30 ФЗ-44).

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России обусловлены отсутствием должной поддержки со стороны государства, в том числе и в процедурах государственного заказа.

Вместе с тем предприниматели все же участвуют в торгах, выполняя достаточно жесткие требования контрактной системы, отвечая завышенным обязательствам финансовых организаций, что доказывает потенциал данного сектора экономики и его устойчивость.

Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.

По новому законодательству заказчик обязан осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.

However, entrepreneurs still participate in bidding, performing the contract system, responding by the increased obligations of financial institutions, which proves the potentials of this sector of the economy and its stability.

При этом, по данным Корпорации МСП, более 67% в общем объеме госзакупок у малых предприятий занимает продукция производственного назначения, в том числе более 12% — инновационная, высокотехнологичная продукция.

Данные понятия необходимо различать, так как в первом случае, СМП допущены к участию наряду с другими участниками, а преимущество им будет предоставлено в виде права заключить контракт только при совпадении параметров поданных заявок на участие в закупке.

По сравнению с муниципальными и государственными заказчиками компании с госучастием демонстрируют несколько меньшую динамику сотрудничества с МСП. Доля их заказов у малого бизнеса по итогам прошлого года составила 12,1%, что на 0,9% больше, чем годом ранее.

Для заказчиков, работающих согласно закону «О контрактной системе», выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят тендеры, в которых не могут участвовать представители крупного бизнеса.

Кроме того, никто не запрещает малым предприятиям участвовать и в закупках, предназначенных для любых участников, а не строго для СМП. Главное — соответствовать требованиям, которые заказчик установил в документации.

Есть ли в госзакупках место малому и среднему бизнесу?

Ответ: Такое ограничение может быть установлено только в том случае, когда начальная максимальная цена закупки не превышает 20 млн. рублей.

Госзаказ для предприятий МСП реализуется в рамках контрактов по 44-ФЗ (закупки госучреждений) и 223-ФЗ (закупки госкомпаний, в которых не менее 50% принадлежит государству). Также малым и средним предпринимателям доступны заказы сектора ЖКХ, в том числе на капремонт жилых домов.

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *